Интеграция Республики Крым в российскую государственность
18 марта 2014 года в Кремле был подписан договор между Россией и Республикой Крым о принятии полуострова в состав РФ и образовании новых российских субъектов[1]. Подпись под документом поставили президент России Владимир Путин, председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов, глава совета министров республики Сергей Аксенов и "народный мэр" Севастополя Алексей Чалый. Тем самым завершив процесс интеграции Крымского полуострова в состав России. Данное событие вызвало широкий резонанс, расколов общественное мнение на два диаметрально противоположных лагеря: сторонников присоединения полуострова, которые утверждали, что Крым – исконно русская земля, и должна принадлежать России и противников данного присоединения, заявляющих, что принятия Республики Крым в состав РФ – недопустимое вмешательство во внутреннюю политику суверенной Украины. Однако обе стороны едины во мнении – подписанный договор между Россией и Республикой Крым – важнейшее геополитическое событие, которое окажет влияние, как на внутреннюю, так и на внешнюю политику нашей страны.
История знает множество примеров, как открытой аннексии отдельных территорий, так и добровольное вхождение территории в состав государства. Добровольное вхождение возможно при соблюдении всенародного голосования по вопросу о территориальных изменениях, так называемого плебисцита[2]. Последнее подтверждается принципом самоопределения народов, которое возможно только в тесной взаимосвязи с другими основными принципами международного права. Итак, при его реализации не должен быть нарушен принцип территориальной целостности государств. На практике очень трудно достичь гармоничного сочетания этих принципов. Проблема Чечни в России, Приднестровья в Молдавии, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Тибета в Китае является ярким тому подтверждением.
Присоединение Крыма стало возможно после проведения референдума по вопросу о будущем статусе полуострова, который прошел 16 марта 2014 года[3]. Согласно официальным результатам референдума, подавляющее большинство проголосовавших во всех городах и административно-территориальных образованиях полуострова высказалось за присоединение к России. Большинство государств-членов ООН считает, что референдум не имеет законной силы. По нашему мнению, данная позиция имеет политическую подоплеку, нежелания усиление позиций России на международной арене, так как п.2 ст. 1 Устава ООН устанавливает, что все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие[4]. Следовательно, следуя формально установленным юридическим нормам – проведение референдума и присоединение Крыма абсолютно легитимно. Вызывает недоумение позиции ряда западных стран, которые в аналогичной ситуации полностью признают независимость Косово от Югославии, но при этом упорно выступают против возможности самоопределения крымского народа. Схожесть данной ситуации добавляет тот факт, что НАТО санкционировало введение войсковых подразделений в Косово, под прикрытием гуманитарной миссии. Значит, возможное нахождение подразделений российской армии на территории Крыма в момент проведения референдума, не может считаться тем фактором, который полностью исключает легитимность крымского референдума.
С другой точки зрения добровольное отделение Крымской Республики может создать опасный прецедент, которым в будущем могут воспользоваться иные республики. Так, для примера в состав Российской федерации входят на данный момент 85 субъектов, из которых 22 – республики. При ослаблении центральной власти некоторые из них могут воспользоваться примером Крыма для создания независимого политического статуса. Данная ситуация маловероятна, но наше государство уже знает примеры проявлений сепаратизма в прошлом. Российская Федерация – многонациональное государство, в котором конфликты на национальной почве неизбежны. Сохранение целостности нашего государства - одна из важнейших задач, приоритет которой необходимо поддерживать на высоком уровне, на протяжении всего существования России.
При этом, несмотря на резко негативную оценку ряда европейский стран, следует констатировать тот факт, что вхождение Крымского полуострова в состав России – признанный факт. При этом необходимо создание и проведения ряда мероприятий, который позволят полностью интегрировать данные территории в состав нашей страны. В первую очередь, создание современной инфраструктуры, которая не только обеспечит независимость от поставок с Украины, но и позволит обеспечить самобытное развития данного региона. Во-вторых, расширение контингента российских войск, располагающихся на территории Крымской республики, для обеспечения защиты жизни и здоровья граждан России и исключение различных провокаций враждебно настроенных субъектов. В-третьих, правовая интеграция российского законодательства на территорию полуострова. Данный пункт представляется наименее проблемным, так как исторически, этнически, культурно – Крым всегда был близок России, следовательно, у крымских жителей не возникнет определенных черт правового нигилизма, при внедрении и функционировании российской правовой базы.
Интеграция Республики Крым в российскую государственность – это сложный геополитический процесс, завершение которого зависит от множества факторов. При этом уже можно констатировать, что Крым уже неразделимо связан с нашей страной, и в будущем будет являться важным субъектом российской государственности.
[1] http://www.interfax.ru/russia/365492
[2] Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова Международное право. — М.: Международные отношения, Юрайт-Издат, 2007.
[3] Постановление ВР АРК «О проведении общекрымского референдума»
[4] http://base.garant.ru/2540400/1/#block_1000
Автор: юрист ООО "Мой Аудит",аспирант Ульяновского государственного университета Александров Н.В.
Напишите